Ракульские птички
Всё богатство деревянных предметов — это пособия для её учеников, которым предстоит освоить городецкую, борецкую, мезенскую и, конечно, новгородскую росписи. Сидя за партой, они видят перед собой, как следует выполнить подмалёвок, тенёвку, оживку.
Сама Юлия Васильевна увлечена традиционной художественной росписью по дереву более 20 лет. Её творческий и профессиональный путь определился ещё в детстве, когда она поступила в экспериментальный художественный класс школы № 32. Несмотря на то что она играла на скрипке, получила музыкальное образование, любовь к рисованию всё же победила.
— Нас обучали рисунку, живописи, композиции, художественному конструированию, — вспоминает она. — По договору с НовГУ наши выпускные экзамены засчитывались как вступительные на кафедру изобразительного искусства и черчения. Ещё учась в университете, я стала сотрудником его учебно-исследовательской лаборатории народного и декоративно-прикладного искусства, где мы делали росписи. Мне особенно понравилась ракульская, зародившаяся недалеко от села Красноборск в Архангельской области. Привлекли её необычная цветовая гамма, изображения чёрных птичек. По этой росписи я подготовила дипломную работу.
Впрочем, чтобы грамотно поставить руку — прорисовывать детали орнамента сразу одним мазком, а не выводить их предварительно простым карандашом, а потом закрашивать краской — пришлось ещё учиться после окончания вуза.
— Только в этом году исполнилась моя мечта: я поехала в Красноборск, к известному мастеру и хранителю традиций северодвинской росписи Татьяне Борисовне Зиновьевой. Преподаватели университета говорили нам, студентам, ездить по стране и знакомиться с первоисточниками. Но в 90-е годы это было сложно делать. В Красноборске я участвовала в трёхдневном интенсиве. Разбирали композиции, обращали внимание на элементы, которые непосвящённый глаз пропускает. А именно такая работа позволяет изучить и понять нашу новгородскую роспись.
Через потускневшие рисунки
Увы, крестьянский художественный промысел по дереву, существовавший во второй половине ХIХ — начале ХХ века на территории нынешней Новгородской области, утерян. Передача его традиций от учителя к ученику была прервана.
Представление о том, в каких орнаментальных мотивах работали живописцы в деревнях и сёлах, какие цветовые решения в композициях они использовали, дают в основном росписи на старинных прялках.
Собрание прялок хранится глубоко в фондах Новгородского музея-заповедника, какие-то образцы можно обнаружить в краеведческих музеях области, а также в частных коллекциях. Кое-что попадает в антикварные лавочки.
Последние семь лет художник Юлия Полуянова через потускневшие рисунки на прялках раскрывает секреты системы художественных приёмов мастеров, живших 100–200 лет назад. Правда, одно дело, когда подсказывает мастер, другое — самостоятельно разобраться, что сначала изобразить — то ли травинку, то ли лепесток, проанализировать мазки, пропорции.
— Ещё в университете я познакомилась с новгородской росписью, но тогда посчитала её бедненькой. Мой интерес к ней возник после того, как я побывала со своими учениками на первом конкурсе народной культуры «Наследники традиций», который проходит в Вологодской области. Мы привезли образцы с мезенской росписью. А члены жюри нас и спрашивают: а где же новгородская? И тут я поняла, что пришло время заняться её исследованием. Стала искать материалы, познакомилась с педагогом из Окуловского района Еленой Анатольевной Константиновой, пропагандирующей пальцевую прялочную роспись, бытовавшую в Угловке. Вот с того времени я и совершенствуюсь в новгородской росписи. Смотрю на неё уже совсем по-другому. Иногда даже становится обидно, почему я раньше не замечала какую-то деталь или нюанс. Очень хочу изучить и овладеть росписями, которые были распространены на территории Любытинского района. Там фон для рисунков на прялке делали красным, свекольным, мастера работали в свободно-кистевой технике.
Вместе с Еленой Константиновой Юлия Полуянова оформила в соцсети «ВКонтакте» сообщество «Новое звучание росписей Новгородчины», где можно увидеть фотографии 400 прялок с новгородскими росписями. Есть снимки старинных экземпляров из Валдайского, Окуловского, Крестецкого, Демянского, Любытинского, Батецкого, Поддорского районов. Специалисты делятся фотографиями новгородских прялок из других регионов страны.
Мужское дело
Бывает, что возникают вопросы о принадлежности росписей к какой-то конкретной местности. Так, в деревнях по берегам реки Луги, что теперь относятся к Батецкому району, сложился свой уникальный стиль. Новгородские мастера предлагали назвать его полужским. Внешняя поверхность лопасти здесь окрашивалась в серебряный цвет, а внутренняя — в жёлтый. На одной стороне в центре изображали вазон с цветущей веткой. Слева и справа от него — по паре птиц — собирательный образ птиц райских.
Однако искусствоведы такой тип росписи на прялках обозначили как тёсовский. Исследователи выяснили, что центром по изготовлению ручных орудий прядения было село Тёсово, находящееся на территории Ленинградской области. В феврале этого года тёсовскую роспись в Санкт-Петербурге официально признали народным художественным промыслом. По словам Юлии Васильевны, в настоящее время специалисты выступили с предложением внести тёсовскую роспись в федеральный реестр объектов нематериального культурного наследия.
— С прялкой женщина проводила практически всю жизнь. Прялку девочкам давали уже в шесть лет. Детские орудия ручного труда, как правило, не стремились украшать. А девицы на выданье просили живописцев сделать рисунки на своих прялках, с которыми потом и на посиделки выходили, — пояснила Юлия Полуянова. — В рисунках на прялках прослеживаются иконописные традиции. Но вот кто расписывал, пока ответить сложно.
Если в качестве примера брать северодвинские росписи, то изначально они относились к мужскому ремеслу. Промыслом также занимались и старые девы, женщины, не имевшие семьи. А хозяйкам, у которых были дети, мужья, хлопоты по дому, огороду и заботы о скоте, просто не хватало времени на творчество.
Прялка из прошлого
В личной коллекции Юлии Полуяновой есть старинная новгородская прялка с изображением алых цветов. Откуда она, когда была сделана, видимо, уже никто точно и не скажет. Но мотив росписи, созданный живописцем в далёком прошлом, настолько приглянулся художнице, что она теперь активно применяет его в своей работе. А ещё учит детей новгородской росписи.
Как педагог недавно открывшегося регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодёжи «Онфим» Юлия Васильевна подготовила образовательную программу «Прялочные росписи Новгородской губернии». На днях завершилось обучение школьников из Великого Новгорода, Мошенского, Окуловского районов и Хвойнинского округа.
— Помните стульчики и столики с хохломскими узорами, которые были в детских садах? — с улыбкой спрашивает Юлия Васильевна. — А надо, чтобы теперь с новгородской росписью появились стульчики, столики, карандашницы, ложки и всё прочее. К сожалению, сейчас о ней больше знают люди за пределами области, чем сами новгородцы.
Открывшаяся выставка работ Юлии Полуяновой в библиотечном центре «Читай-город» в Великом Новгороде сможет дать представление о прялочных росписях. Благодаря новгородскому педагогу их удалось отодвинуть от грани утраты.